Красота и надёжность натурального камня в строительстве и отделке
Природный камень — это самый первый материал, который человек начал обрабатывать. Сначала из камня делали только орудия труда, это были грубые изделия, но исправно служившие человеку. С того момента, когда люди научились полировать и шлифовать поверхность камня, стали появляться предметы, которые можно назвать изделиями художественной обработки. К ним можно отнести высеченные на скалах рисунки, фигурки различных божеств и т.д.
Впоследствии развитие орудий труда привило к усовершенствованию обработки камней. Данное умение передавалось из поколения в поколение, становясь, всё более тонким и изящным.
Благодаря своим физическим качествам, мрамор стал самым популярным материалом для работ по камню. Из него древнегреческие мастера создавали различные колонны и статую, которые идеально вписывались в архитектуру храмов и дворцов. В частности необходимо отметить, созданные ещё в эпоху Возрождения, но до сих пор радующие и поражающие нас скульптуры Микеланджело Буанаротти. Но древние скульпторы применяли не только мрамор. Примерами этого могут служить египетский Сфинкс, вытачанный из целой скалы, статуи Будды, всевозможные вазы и подсвечники, скульптур и украшений из базальта, песчаника, нефрита, оникса — всё это результат творения мастеров, живших и работающих в разное и в разных странах.
В России также известны изделия из камня, дошедшие до нас с времён Древней Руси. В 18 веке данная отрасль стала развиваться бурными темпами, по всей империи появляются камнерезные фабрики (самые известные в Петергофе, на Алтае и на Урале).
Во второй половине 18 века декоративные вазы из полудрагоценных камней стали неотъемлемой частью интерьера домов, русской аристократии. До конца века обработка камня велась исключительно вручную. Вначале заготовку распиливали при помощи пилы, а чтобы процесс шёл быстрее применяли абразивный порошок, который также использовался для проделывания отверстия в камне и для его дальнейшей шлифовки. Готовое изделие полировали порошком и войлочной подушкой.
Процесс ручной обработки камня был очень долог и трудоёмок. Первыми, кто механизировали этот процесс, стали уральский мастер Никита Бахарев и его подмастерье Василий Каковин. Бахарев сконструировал механизмы для огранки и шлифовки камней, а Каковин для распилки и сверления камней стал использовать воду. Эти механизмы, безусловно, упростили и ускорили процесс обработки камня.
В настоящее время камнеобрабатывающие фабрики применяют дисковые пилы и абразивные диски для обработки, а для нанесения орнамента используют метод травления соляной кислотой. Не забыт и ручной труд, но он используется только для создания эксклюзивных изделий, требующих высокой точности.
При создании материалов для отделочных работ применяют фактурную обработку камня, которая играет немало важную роль. Именно благодаря фактурной обработки получаются разные типы поверхности: полированная, гладкая матовая (лощёная), шлифованная, пиленая, термообработанная, точечная (бучардованная), колотая.
Фактура поверхности подчёркивает красоту природного камня. Её выбор зависит от того, в каких целях будет применяться изделие, а также надо учитывать породу камня. К примеру, нефрит, оникс, мрамор обычно полируются, а изделие из гранита более эффектно смотрится, если на нём применены разные типы обработки. Конечно же, тип обработки камня должен сочетаться с интерьером. Так, облицовочные элементы из пористых материалов (известняк, ракушечник) как правило, шлифуются для подчёркивания текстуры, а для плит наружной отделки зданий применяется грубый скол (”скала”).